Принято
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 1
Решением педагогического
совета
Протокол от 31 августа 2023 г. № 1
___________ Е.Б. Трошина
Приказ от 31.08.2023 № 649
ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ
Темрюк, 2023
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет цели, задачи и порядок организации
наставничества.
1.2. Наставничество представляет собой форму передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогощаюшее общение, основанное на доверии и партнёрстве.
1.3. Целями наставничества являются:
оказание помощи работникам в их профессиональном становлении, приобретении
профессиональных знаний и навыков выполнения должностных обязанностей;
адаптация в коллективе;
воспитание дисциплинированности, требовательности к себе и заинтересованности в
результатах труда;
улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и иных
сферах;
улучшение психологического климата в образовательной организации.
2. Организация наставничества
2.1. Реализуемые формы программ наставничества:
- «ученик – ученик»;
- «учитель – учитель»;
2.2. Форма наставничества «ученик – ученик»
Предполагает взаимодействие обучающихся, при котором один из обучающихся
находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и
лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого,
лишенное тем не менее строгой субординации.
2.2.1 Целью такой формы наставничества является разносторонняя поддержка
обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо
временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
2.2.2. Задачи:
- помощь в реализации лидерского потенциала;
- улучшении образовательных, творческих или спортивных результатов.
- развитие гибких навыков и метакомпетенций;
- оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
- создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной организации;
- формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
2.2.3. Результаты:
- повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса
(группы) и образовательной организации;
- численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
- количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и
творческих проектов;
снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических
диспансерах;
- снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
2.2.4. Портрет участников
Наставник:
Активный обучающийся старшей ступени, обладающий лидерскими и организаторскими
качествами, нетривиальностью мышления, демонстрирующий высокие образовательные
результаты, победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований, лидер
класса (группы) или параллели, принимающий активное участие в жизни образовательной
организации (конкурсы, театральные постановки, общественная деятельность, внеурочная
деятельность). Возможный участник всероссийских детско-юношеских организаций или
объединений.
Наставляемый:
- Пассивный. Социально или ценностно дезориентированный обучающийся более низкой
по отношению к наставнику ступени, демонстрирующий неудовлетворительные
образовательные результаты или проблемы с поведением, не принимающий участия в
жизни школы, отстраненный от коллектива.
- Активный. Обучающийся с особыми образовательными потребностями – например,
увлеченный определенным предметом, нуждающийся в профессиональной поддержке или
ресурсах для обмена мнениями и реализации собственных проектов.
2.2.5. Варианты взаимодействия:
- взаимодействие «успевающий – неуспевающий», классический вариант поддержки для
достижения лучших образовательных результатов;
- взаимодействие «лидер – пассивный», психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;
- взаимодействие «равный – равному», в процессе которого происходит обмен навыками,
например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый –
креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.
2.2.6. Формы взаимодействия:
- в рамках внеурочной деятельности;
- через «классные часы»;
- организация совместных конкурсов и проектных работ;
- совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие
развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач
адаптации);
- подготовка к мероприятиям школьного сообщества;
- волонтерство;
- подготовка к конкурсам, олимпиадам.
2.3. Форма наставничества «учитель – учитель».
Предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет)
или нового сотрудника (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами
и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.
2.3.1. Целью такой формы наставничества является успешное закрепление на месте
работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его
профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной
профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей
реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
2.3.2. Задачи:
- способствование формированию потребности заниматься анализом результатов своей
профессиональной деятельности;
- развитие интереса к методике построения и организации результативного учебного
процесса;
- ориентация начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности;
- привитие молодому специалисту интереса к педагогической деятельности в целях его
закрепления в образовательной организации;
- ускорение процесса профессионального становления педагога;
- формирование сообщества образовательной организации (как часть педагогического).
2.3.3. Результаты:
- высокий уровень включенности молодых (новых) специалистов в педагогическую
работу, культурную жизнь образовательной организации;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и
педагогического потенциалов
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния;
- рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в
данном коллективе (образовательной организации);
- рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических
практик молодого специалиста.
2.3.4. Портрет участников.
Наставник.
Опытный педагог, имеющий профессиональные успехи (победитель различных
профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, участник или
ведущий вебинаров и семинаров), склонный к активной общественной работе, лояльный
участник педагогического и/или школьного сообществ. Обладает лидерскими,
организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией.
Наставляемый.
Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий
трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися,
другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в
процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить
представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной
организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости. Возможные варианты программы.
2.3.5. Вариации взаимодействия:
- «опытный педагог – молодой специалист», классический вариант поддержки для
приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков
(организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
- взаимодействие «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий
проблемы», конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: «не могу найти
общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с
профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и
инициатив;
- взаимодействие «педагог-новатор – консервативный педагог», в рамках которого,
возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю «старой школы»
овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;
- взаимодействие «опытный предметник – неопытный предметник», в рамках которого
опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск
пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д.).
2.3.6. Формы взаимодействия:
- в рамках реализации программы повышения
- в рамках педагогических проектов для реализации в образовательной организации:
конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров,
разработка методического пособия.
2.4. Наставничество устанавливается продолжительностью от одного месяца до одного
года в зависимости от степени профессиональной подготовки лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.5. Число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество, определяется в зависимости от его профессиональной подготовки, опыта
наставнической деятельности и объема выполняемой работы. Максимальное число лиц, в
отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, не может
превышать трех.
2.6. Назначение наставника осуществляется на добровольной основе с обязательным
письменным согласием лица, назначаемого наставником, и лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.7. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется не позднее 30 календарных
дней со дня фактического допущения к работе лица, в отношении которого
осуществляется наставничество.
2.8. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом организации или
иным документом, предусмотренным локальными актами организации.
2.9. Замена наставника производится в следующих случаях:
прекращение трудового договора с наставником;
перевод наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на
иную должность (профессию) или в другое структурное подразделение организации;
просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
неисполнение наставником функций наставничества или своих должностных
обязанностей;
возникновение иных обстоятельств, препятствующих осуществлению наставничества.
2.10. Срок наставничества, определенный приказом организации или иным документом,
предусмотренным локальными актами организации, может быть продлен в случае
временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия
по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется
наставничество.
2.11. Наставничество прекращается до истечения срока, установленного приказом
организации или иным документом, предусмотренным локальными актами организации, в
случае неисполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
обязанностей, предусмотренных настоящим Типовым положением.
2.12. Исходя из потребности лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
в профессиональных знаниях и навыках, а также в соответствии с уровнем его начальной
подготовки и опытом работы наставник составляет индивидуальный план прохождения
наставничества (далее - индивидуальный план).
Индивидуальный план может включать:
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с рабочим местом и коллективом;
мероприятия по ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, с должностными обязанностями, квалификационными требованиями;
совокупность мер по профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении
которого осуществляется наставничество;
изучение теоретических и практических вопросов, касающихся исполнения должностных
обязанностей;
выполнение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, практических
заданий;
перечень мер по закреплению лицом, в отношении которого осуществляется
наставничество, профессиональных знаний и навыков;
перечень мер по содействию в выполнении должностных обязанностей;
другие мероприятия по наставничеству.
2.13. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, знакомится с
индивидуальным планом.
2.14. В течение 10 дней по завершении наставничества наставник составляет отчет о
выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого осуществлялось
наставничество.
2.15. В течение 10 дней по завершении наставничества лицо, в отношении которого
осуществлялось наставничество, составляет отчет о процессе прохождения
наставничества и работе наставника, включая оценку деятельности наставника.
2.16. Результатами эффективной работы наставника считаются:
формирование у лица, в отношении которого осуществлялось наставничество,
практических навыков выполнения должностных обязанностей;
применение лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, рациональных
и безопасных приемов и методов труда;
освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество,
в практической деятельности нормативных правовых актов и иных документов,
регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять
полученные теоретические знания при выполнении должностных обязанностей;
положительная мотивация к профессиональной, учебной и иным родам деятельности и
профессиональному и личностному развитию;
самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при
принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний,
связанных с выполнением должностных обязанностей.
2.17. В целях поощрения наставника за осуществление наставничества работодатель
вправе предусмотреть:
доплату, размер которой устанавливается локальными нормативными актами организации
в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
объявление благодарности, награждение почетной грамотой организации, вручение
ценного подарка;
внесение предложения о включении в кадровый резерв для замещения вышестоящей
должности;
внесение предложения о назначении на вышестоящую должность;
материальное поощрение (выплаты стимулирующего характера, установленные
локальными нормативными актами организации);
2.19. За ненадлежащее исполнение обязанностей наставник может быть привлечен к
дисциплинарной ответственности.
3. Руководство наставничеством
3.1. Организация наставничества возлагается на директора МБОУ СОШ № 1, который
осуществляет следующие функции:
определяет (предлагает) кандидатуры наставника;
определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет
наставничество;
определяет (предлагает) срок наставничества;
утверждает индивидуальный план;
утверждает отчет о выполнении индивидуального плана лицом, в отношении которого
осуществлялось наставничество;
осуществляет контроль деятельности наставника и деятельности закрепленного за ним
лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые
изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении
которого осуществляется наставничество;
проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом,
в отношении которого осуществлялось наставничество;
вносит предложения о замене наставника;
вносит предложения о поощрении наставника;
обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по
итогам наставничества.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела лица или получать
информацию о лице отношении которого осуществляется наставничество;
вносить предложения куратору о создании условий для совместной работы;
вносить предложения куратору и руководителю о поощрении, наложении
дисциплинарного взыскания на лицо в отношении которого осуществляется
наставничество;
обращаться с заявлением к куратору и руководителю с просьбой о сложении с него
обязанностей наставника;
требовать от лица, в отношении которого осуществляется наставничество, выполнения
указаний по вопросам, связанным с осуществлением данного рода деятельности;
осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки
качества выполненной работы.
4.2. Наставник обязан:
руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации и локальных
нормативных актов организации при осуществлении наставнической деятельности;
способствовать формированию у лица, в отношении которого осуществляется
наставничество, высоких профессиональных и морально-психологических качеств;
оказывать содействие лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, в
исполнении его обязанностей;
способствовать освоению лицом, в отношении которого осуществляется наставничество,
практических приемов и способов качественного выполнения своих должностных и
учебных обязанностей, устранению допущенных ошибок;
передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный
опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам,
передовым и безопасным методам работы;
привлекать к участию в общественной жизни коллектива организации;
воспитывать у лица, в отношении которого осуществляется наставничество,
дисциплинированность и исполнительность, нацеленность на результативную работу;
не реже 1 раза в месяц докладывать куратору и руководителю о результатах достигнутых
в процессе осуществления наставничества.
5. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
5.1. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
пользоваться имеющимся оборудованием, инструментами, материалами, документами,
литературой и иной инфраструктурой организации в целях исполнения своих
обязанностей и прохождения наставничества;
участвовать в составлении индивидуального плана;
обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными и
учебными обязанностями;
обращаться к куратору и руководителю с ходатайством о замене наставника.
5.2. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
изучать законодательство Российской Федерации, локальные нормативные акты
организации и руководствоваться ими при исполнении должностных обязанностей;
выполнять мероприятия индивидуального плана в установленные в нем сроки;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные направления
деятельности, полномочия и организацию работы в организации;
выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных и учебных
обязанностей;
совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
устранять совместно с наставником допущенные ошибки;
проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и учебе;