СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом МБОУ СОШ № 1 Протокол № 1 от 30.08.2024г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ № 1 _______________Е.Б. Трошина Приказ № 560 от 30.08.2024г. ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 муниципального образования Темрюкский район г. Темрюк 2024 1. Общие положения 1.1. Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее — Положение) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 1 (далее – МБОУ СОШ № 1) разработано в соответствии с: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 286; - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерством просвещения России от 31.05.2021 № 287; - Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки России от 17.05.2012 № 413; - Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; - Приказом Министерства образования и науки России от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; - Приказом Министерства образования и науки России от 10.12.2013 № 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию"; - Приказом Министерства образования и науки России № 462 от 14.06.2013 "Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации"; - Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"; - Уставом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1. 1.2. Внутренняя система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой основе оценку качества образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность с учетом запросов основных участников образовательных отношений. 1.3. Положение определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования в МБОУ СОШ № 1, ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования) и общественное участие в оценке и контроле качества образования. 1.4. В настоящем Положении используются следующие термины и сокращения: 2 - качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (или)потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы; - оценка качества образования — процесс в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, мониторинговых исследований в системе образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, аттестации руководящих и педагогических кадров, государственной итоговой аттестации выпускников, независимой оценки качества образования, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования, включающей качество образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, качество условий осуществления образовательного процесса, качество управления; - внутренняя система оценки качества образования — целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления МБОУ СОШ № 1, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования; - экспертиза — всестороннее изучение состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; - измерение — оценка уровня образовательных достижений с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам; - экспертиза – всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности; - критерий – признак, на основании которого производится оценка и который конкретизируется в показателях и индикаторах – совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия; - ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования; - НОКО – независимая оценка качества образования; - НИКО – национальные исследования качества образования; - ВПР – всероссийская проверочная работа; - ГИА – государственная итоговая аттестация; - ЕГЭ – единый государственный экзамен; - ОГЭ – основной государственный экзамен; - ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт; - ФООП – федеральная основная образовательная программа; - УУД – универсальные учебные действия. 1.5. Положение о ВСОКО, дополнения и изменения к нему, процедуры, сроки и ответственные за ВСОКО утверждаются приказом руководителя ОО ежегодно после обсуждения с педагогами и родителями (законными представителями) учеников на педагогическом совете. 3 1.6. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ОО, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами, в том числе на сотрудников, работающих по совместительству. 2. Цели и задачи функционирования ВСОКО 2.1. Целями ВСОКО являются: - формирование единой системы оценки состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в МБОУ СОШ № 1; - получение объективной информации о состоянии качества образования, степени соответствия образовательных результатов и условий их достижения требованиям, определяемым государственным стандартами, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; - предоставление всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; - принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образовательной деятельности МБОУ СОШ № 1 и повышение информированности участников образовательных отношений при принятии таких решений; - прогнозирование развития образовательной системы МБОУ СОШ № 1. 2.2. Основными задачами ВСОКО являются: - формирование единого подхода к оценке качества образования и ее измерению; - формирование системы аналитических критериев и показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования; - формирование ресурсной базы и обеспечение функционирования школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования; - осуществление самообследования деятельности МБОУ СОШ № 1, развитие форм оценки качества образования, включая самооценку и педагогическую экспертизу; - определение степени соответствия условий организации и осуществления образовательной деятельности государственным требованиям; - определение в рамках мониторинговых исследований степени соответствия качества образования на различных уровнях обучения государственным стандартам; - определение степени соответствия образовательных программ нормативным требованиям и запросам субъектов образовательной деятельности; - обеспечение доступности качественного образования; - оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся; - выявление факторов, влияющих на качество образования; - содействие повышению квалификации учителей, принимающих участие в процедурах оценки качества образования; определение направлений повышения квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся требований к аттестации педагогов, индивидуальным достижениям обучающихся; - стимулирование инновационных процессов с целью поддержания и постоянного повышения качества и конкурентоспособности; - определение рейтинга педагогов и участие в решении о стимулирующей надбавке к заработной плате за высокое качество обучения и воспитания; 4 - расширение общественного участия в управлении образованием в МБОУ СОШ № 1 и формирование экспертного сообщества; - анализ эффективности принимаемых управленческих решений; - разработка адресных рекомендаций на основе анализа полученных данных; - обеспечение информационной открытости оценочных процедур. 3. Принципы ВСОКО В основу внутренней системы оценки качества образования положены принципы: - объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; - реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости, учета индивидуальных особенностей развития отдельных обучающихся при оценке результатов их обучения и воспитания; - открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; преемственности в образовательной политике, интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования; - единства и сопоставимости критериальных подходов, инструментов и результатов; - инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); - минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления; - взаимного дополнения оценочных процедур, установления между ними взаимосвязей и взаимозависимости; - качества и надежности средств оценки образовательных достижений; - доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп потребителей; - рефлексивности, реализуемой через включение педагогов в самоанализ и самооценку деятельности с опорой на объективные критерии и показатели; повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа каждого педагога; - оптимальности использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования); - соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в образовательной организации; - ответственности участников образовательного процесса за повышение качества образования. 4. Субъекты ВСОКО и их функции Организационная структура, занимающаяся внутренней оценкой, экспертизой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: - администрацию МБОУ СОШ № 1, - педагогический совет, - научно-методический совет, - методические объединения учителей-предметников, 5 - иные временные субъекты. 4.1. В функции администрации в рамках ВСОКО входит: - формирование, утверждение приказом директора ОО и контроль исполнения блока локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО, и приложений к ним; - разработка мероприятий и подготовка предложений, направленных на совершенствование системы ВСОКО, участие в этих мероприятиях; - обеспечение проведения контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования; - организация системы мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществление сбора, обработки и хранения информации о состоянии и динамике развития; анализ результатов оценки качества образования на уровне ОО; - организация изучения информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования; - обеспечение условий для подготовки работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - предоставление информации о качестве образования на районный и городской уровни системы оценки качества образования; - формирование информационно-аналитических материалов по результатам оценки качества образования (анализ работы образовательной организации за учебный год, самообследование, публичный доклад, др.); - принятие управленческих решений по повышению качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 4.2. Педагогический совет образовательной организации: - содействует определению стратегических направлений развития системы образования в ОО; - содействует реализации принципа общественного участия в управлении образованием; - принимает участие: 1. в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательной организации; 2. в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательной деятельности; 3. в оценке качества и результативности труда работников ОО, распределении выплат стимулирующего характера работникам и согласовании их распределения в порядке, установленном локальными актами; - содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; - заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих со ОО по вопросам обучения и воспитания обучающихся, в т. ч. сообщения о проверке соблюдения санитарногигиенического режима в образовательной организации, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ОО; - принимает решение о перечне учебных предметов, выносимых на промежуточную аттестацию по результатам учебного года. 6 4.3. Научно-методический совет и методические объединения учителейпредметников МБОУ СОШ № 1: - участвуют в разработке методик оценки качества образования, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации, критериев оценки результативности профессиональной деятельности педагогов; - содействуют подготовке работников образовательной организации и общественных экспертов к осуществлению контрольно-оценочных процедур; - проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию; - готовят предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам оценки качества образования. 4.4. В функции психолого-педагогической службы МБОУ СОШ № 1 (при наличии) в рамках ВСОКО входит: - проведение психологических исследований, направленных на выявление различных затруднений обучающихся; - оценка уровня адаптации и степени психологического комфорта пребывания обучающихся в МБОУ СОШ № 1; - разработка рекомендации для педагогов и администрации МБОУ СОШ № 1 по оптимизации условий образовательного процесса в МБОУ СОШ № 1; - разработка предложений для администрации МБОУ СОШ № 1 по повышению качества образования. 4.5. В функции органов государственно-общественного управления (совет родителей в соответствии с полномочиями, определенными уставом МБОУ СОШ № 1) в рамках ВСОКО входит: - общественная оценка качества образования как составляющая внешней оценки качества; - оценка эффективности реализации программы развития МБОУ СОШ № 1и обеспечения качества условий обучения. 5. Организация оценки качества образования. 5.1. Компоненты ВСОКО: - оценка реализуемых в ОО образовательных программ; - оценка предметных, метапредметных и личностных достижений обучающихся; - оценка деятельности педагогических и руководящих работников МБОУ СОШ № 1; - оценка качества условий образовательной деятельности; 5.2. Оценка содержания образования проводится в форме внутренней экспертизы ООП по уровням общего образования на предмет соответствия: - основных образовательных программ, адаптированных основных образовательных программ, программы воспитания, учебных планов и рабочих программ требованиям ФГОС и ФООП; - учебного плана, плана воспитательной и внеурочной деятельности требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - расписания учебных занятий требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 7 5.2.1. Оценка дополнительных общеобразовательных программ проводится на этапе их рассмотрения по следующим критериям: - соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); - соответствие дополнительных образовательных программ запросам родителей (законных представителей) обучающихся МБОУ СОШ № 1; -соответствие форм и методов оценки планируемых результатов содержанию программы. 5.2.2. Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ обновляется ежегодно. 5.2.3. По итогам оценки основных и дополнительных общеобразовательных программ делается вывод об эффективности педагогической системы школы в отношении: - обеспечения индивидуальных образовательных траекторий, обучающихся; - интеграции урочной и внеурочной деятельности; - инструментария формирующей оценки и ориентации учебных занятий на достижение уровня функциональной грамотности; - культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся - психолого-педагогического сопровождения самоорганизации и познавательной самомотивации обучающихся; - проектной и исследовательской деятельности обучающихся; - социального, научно-методического партнерства; - деятельности внутришкольных методических объединений. 5.2.4. Данные о выполнении объема образовательных программ используются для своевременной корректировки образовательного процесса. 5.2.5. По результатам оценки образовательных программ выносится решение о внесении соответствующих изменений. Изменения вносятся на основании приказа руководителя МБОУ СОШ № 1 с учетом протокола согласования изменений со стороны методического совета МБОУ СОШ № 1. 5.3. Оценка предметных и метапредметных и личностных достижений обучающихся включает: - национальные исследования качества образования (НИКО); - региональные мониторинговые исследования и диагностические работы; - районные мониторинговые исследования и диагностические работы; - предметные результаты обучения; - метапредметные результаты обучения; - личностные результаты (включая показатели социализации обучающихся); - здоровье обучающихся (в динамике); - достижения обучающихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. 5.4. Результаты деятельности педагогических и руководящих работников образовательных организаций, включающие: - результаты аттестации педагогических работников и руководителя МБОУ СОШ № 1, - результаты профессиональных педагогических конкурсов, - мониторинги эффективности руководителей, - конкурсы инновационной деятельности, - результаты контрольно-надзорных процедур, 8 - результаты лицензирования и аккредитации, - анализ результатов независимой оценки (педагогической экспертизы), - результаты комплексных оценок образовательных организаций и систем рейтингования образовательных организаций. 5.2.4. Качество условий образовательной деятельности : - кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научнометодическую деятельность педагогов); - психолого-педагогические условия; - материально-техническое обеспечение; - учебно-методическое информационное обеспечение; - санитарно-гигиенические условия; - медицинское сопровождение и питание; - наличие электронного документооборота и нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса. 6. Использование информации, полученной в рамках ВСОКО 6.1. Периодичность проведения оценки качества образования, субъекты оценочной деятельности устанавливаются в плане ВСОКО. 6.2. Гласность и открытость результатов оценки качества образования осуществляются путем предоставления информации: - основным потребителям результатов ВСОКО; - средствам массовой информации через публичный доклад директора образовательной организации, самообследование; - размещение аналитических материалов, результатов оценки качества образования на официальном сайте образовательной организации. 6.3. Результаты ВСОКО используются для решения управленческих задач на уровне МБОУ СОШ № 1 для: - информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации; - разработки программ и планов адресной помощи обучающимся и группам обучающихся; - поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации; - разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся; - анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников МБОУ СОШ № 1; - подготовки программ и планов повышения квалификации педагогического коллектива и индивидуальных планов развития педагогов; - планирования работы методических объединений; проведения самообследования и подготовки публичных отчетов; - оптимизации инфраструктуры и системы управления; - планирования внутреннего контроля. 9 7. Документы ВСОКО 7.1. К документам ВСОКО относятся: - сводные ведомости успеваемости; - аналитические справки по результатам мониторингов, опроса удовлетворенности родителей, плановых административных проверок и др. - аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик и ГИА; - анкетно-опросный материал; шаблоны стандартизованных форм и др.; - приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления образовательным учреждением. 7.2. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от задач административного контроля в текущем учебном году. 10