Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№1
муниципального образования
Темрюкский район

Принято решением
педагогического совета
протокол от 31.08.2023 № 1

Трошина
Елена
Борисовна

Утверждено
приказом директора
МБОУ СОШ №1
от 31.08.2023 № 633
Подписан: Трошина Елена Борисовна
DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Темрюк,
T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ
РАЙОН, СНИЛС=06588796036, ИНН=235204614228,
E=cumtbo_temruk@mail.ru, G=Елена Борисовна,
SN=Трошина, CN=Трошина Елена Борисовна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.09.16 21:05:36+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1

Положение
о проектной и исследовательской деятельности
обучающихся
по ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО

1. Общие положения
Настоящее положение разработано в целях реализации Основной Образовательной
программы МБОУ СОШ №1 на основе ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Индивидуальная проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является
неотъемлемой частью образовательного процесса.
Индивидуальная проектная деятельность может быть реализована как в рамках
внеурочной деятельности (нелинейным курсом), так и включена в учебный процесс.
Включение школьников в проектную и учебно-исследовательскую деятельность – один
из путей повышения мотивации, формирования универсальных учебных действий и эффективности
учебной деятельности в рамках ФГОС НОО,ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Курс является обязательным элементом учебной деятельности для обучающихся
выпускных классов ФГОС СОО (10-11 классы), который завершается защитой индивидуального
итогового проекта.
В организации обеспечения индивидуальной проектной и учебно-исследовательской
деятельности участвуют все педагогические структуры школы.
В соответствии со стандартом (ФГОС СОО п.11.) индивидуальный проект выполняется
обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного
учебным планом школы.
Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий
собой «самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного
периода». В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – получает возможность научиться
работать по плану, что является важнейшим не только учебным, но и социальным навыком, которым
и должен овладеть каждый школьник.
Каждый индивидуальный проект обязательно требует исследовательской работы
учащихся.
2. Понятия
Индивидуальный проект - это форма организации совместной деятельности учителя и
обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности,
направленной на достижение цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и
оформленной в виде конечного продукта.
Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех
черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность может проводиться по следующим
направлениям: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное,
игровое, творческое.
3. Цель индивидуальной проектной и учебно-исследовательской деятельности
Цель определяется как личностными, так и социальными мотивами:
Самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников.
Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
практических задач.
Приобретение коммуникативных умений, работа в группах.
Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
Развитие системного мышления.
Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую,
исследовательскую
и
созидательную деятельность.

2

Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.
Обеспечение индивидуализации дифференциации обучения.
3.9 Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
4. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники,
искусства, природы, общества).
Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и
навыков проведения экспериментов.
Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике
обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о
результатах научно-исследовательской работы.
Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.
Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы,
искусства.
5. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной области
определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего
значимость для других.
Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей.
Сочетание различных видов познавательной деятельности (в них могут быть
востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или
иному виду деятельности).
6. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые
цели и задачи.
Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие
компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач,
которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование,
определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования;
оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление
результатов.

Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся
компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности,
целеустремленности, высокой мотивации.
7. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Проект направлен на получение
конкретного запланированного результата
– продукта, обладающего определенными
свойствами и необходимого для
конкретного использования

Учебно-исследовательская
деятельность
В ходе исследования организуется поиск
в какой-то области, формулируются
отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный
результат – тоже
результат
3

Реализацию проектных работ предваряет
представление о будущем проекте,
планирование процесса создания продукта и
реализации этого плана. Результат проекта
должен быть точно соотнесен со всеми
характеристиками, сформулированными в его
замысле

Логика построения исследовательской
деятельности включает формулировку
проблемы исследования, выдвижение
гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или
модельную проверку выдвинутых
предположений

8. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту,
способностям и возможностям учащихся.
Тема исследования должна быть актуальна, интересна для ученика и совпадать с кругом
интереса учителя.
Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже
потом науке.
Для выполнения проекта должны быть созданы все условия –информационные ресурсы,
мастерские, клубы, школьные научные общества.
Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований
как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных
приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта.
Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и
содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов
(методическое руководство).
Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы
самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время консультаций с
руководителями проекта.
Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата
работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или
исследования) каждого участника.
Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты,
проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
9. Формы организации проектной деятельности
Виды проектов:
 информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении;
на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для
широкой аудитории
- исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, имеет
структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
- творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
- социальный, прикладной (практико-ориентированный);
- игровой (ролевой);
- инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения).
По содержанию проект может быть: монопредметный или межпредметный,
относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
9.3 По количеству участников:
 индивидуальный –самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении
длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться
планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных
навыков, которым должен овладеть школьник;
4

 парный, мало групповой (до 5 человек);

 групповой (до 15 человек);
 коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной,
всероссийский, международный, сетевой(в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в
Интернете).
9.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
10. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
На урочных занятиях:
 урок-исследование, урок-лаборатория, урок–творческий отчет, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок–защита исследовательских проектов, урокэкспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;
 учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его
результатов;
 домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды,
причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени.
На внеурочных занятиях:
 исследовательская практика учащихся;
 образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в
том числе и исследовательского характера;
 факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие
возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
 научное общество учащихся –форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе
работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых
результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр,
публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования,
экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ;
 участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных,
предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
11. Планируемые результаты усвоения
обучающимися
универсальных
учебных действий в процессе работы над проектом
Учащиеся должны научиться:
1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел–сущность будущейдеятельности.
3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
4. Собственно, проводить
исследование
с обязательным поэтапным контролем и
коррекцией результатов работ.
5. Оформлять результаты
учебно-исследовательской деятельности
как конечного
продукта.
6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для
обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
7. Самооценивать ход и результат работы.
8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу длядостижения
этих целей.
9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
5

10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективныхсовместных
решений.
12. Организация проектной и учебно-исследовательской работы
В учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по11-й
классы, в проектной – старшие классы.
Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами
основной образовательной программы начального общего образования. Для осуществления проектной
деятельности привлекаются учителя начальной школы/классные руководители. Созданные внутри
классные групповые проекты защищаются учащимися на школьной конференции (декабрь), а
индивидуальные на конференции в апреле.
Учащиеся основной и старшей школы сами выбирают как тему, так и руководителя
индивидуального проекта.
Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
являются все учителя школы, педагоги-организаторы и педагог-психолог.
Учащиеся 5-7-х классов выполняют групповые проекты с классным руководителем и
представляют их на школьной конференции (декабрь). Индивидуальные проекты создаются при
кураторстве учителей предметников и защищаются на школьной конференции (апрель).
Учащиеся 8-х классов выполняют индивидуальные проекты с учителями предметниками
и представляют их на школьной конференции в апреле. Лучшие проекты будут засчитаны как
защищенные индивидуальные итоговые проекты за 9 класс.
Учащиеся 9-х классов выполняют индивидуальные итоговые проекты с учителями
предметниками и представляют их на школьной конференции в декабре.
Индивидуальные итоговые проекты 10-11-х классов защищаются на второй год работы
над проектом на школьной декабрьской конференции.
Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной и
учебно-исследовательской деятельности школы – руководителем научного общества или заместителем
директора по учебно-воспитательной работе.
Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности
определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать
приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов исследования.
Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
- для исследовательских и информационных работ: доклад, реферативное сообщение,
компьютерные презентации, приборы, макеты;
- для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты,
компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели
13. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита
проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы.
Учащиеся защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии, в
состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи,
администраторы школы.
Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ
создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного
образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители,
6

представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники.
Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.
Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав
комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается.
По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть
поощреныдипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного,
областного, федерального, международного уровней.
Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается
специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта.
Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году,
как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь
использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.
Проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат
образовательному учреждению.
В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их
сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектноисследовательской деятельностью.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько
предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности
в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и
самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы,
которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
14. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
I этап – изучение представленных работ членами жюри.
II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение
дискуссии.
III этап – подведение итогов.
Регламент выступления участников –7-10 минут, дискуссия – 5 минут. В дискуссии участвуют
члены жюри, слушатели предметных секций.
Критерии оценки.
1. Актуальность темы
 имеет большой практический и теоретический интерес
 носит вспомогательный характер
 степень актуальности определить сложно
 неактуальна.
2. Новизна решаемой проблемы
 поставлена новая задача
 решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
 задача имеет элементы новизны
 задача известна давно.
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования
 решена новыми, оригинальными методами
 имеет новый подход к решению, использованы новые идеи
 используются традиционные методы решения.
4. Научное и практическое значение результатов работы
 результаты заслуживают опубликования и практического использования
 можно использовать в научной работе школьников
 можно использовать в учебном процессе
 не заслуживает внимания.
7

5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области
 использование известных результатов и научных фактов в работе
 знакомство с современным состоянием проблемы
 полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной
проблемой.
 ясное понимание цели работы
 логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов
 общее впечатление.
6. Участие в дискуссии
 соответствие содержания вопросов теме исследования
 четкость формулировки вопросов
 эрудиция оппонента.
7. Культура оформления работы
 соответствие стандартным требованиям
 качество приложений
 наличие тезиса выступления
 наличие рецензии на работу учащегося.

8

Приложение 1
ПРОТОКОЛ
«

»

20

защиты индивидуального
итогового проекта
обучающимися 9-11-х классов
Председатель комиссии
(ф.и.о.)

Члены комиссии:
(ф.и.о.)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
(ф.и.о.)
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __
(ф.и.о.)

______ _ _ _
_____

Защита началась в
Закончилась
в
№ пп

_

час.
час.

Ф.И.О. обучающегося

мин.
мин.
Класс

Тема проекта

Итоговая
отметка
(зч/нзч)

Рекомендуемая
отметка в
журнал

1
2
3
Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся:

Председатель комиссии:

/
(подпись)

Члены комиссии:

(расшифровка)

/
(подпись)

(расшифровка)

/
_____ _

(подпись)
_ _ _ _
(подпись)

(расшифровка)
_ __/__ _ _ _ __
(расшифровка)

9

Приложение 2
Рекомендации по оформлению и написанию проектной работы
Структура проектной работы
1.
Титульный лист (оформляется по стандартному образцу,см.приложение)
2.
Содержание (оформляется в соответствии со структурой проектной работы)
3.
Краткое описание продукта.
4.
Источники информации.
5.
Приложение
Требования к отдельным частям работы
1.
Титульный лист оформляется по стандартному образцу.
2.
Содержание.
Введение. Во введение описывается актуальность выбранной темы, проблема, приведшая к
выбору темы.
 Цель проекта
 Задачи проекта (2-4 задачи)
Глава I. Отражает собранную информацию по теме проекта. Обязательны ссылки на авторов.
Если приводятся какие-либо точные данные (цифры, цитата), после них в квадратных скобках
указывается номер источника в библиографическом списке и цитированная страница, например, [3,с.
265], если информация из источника передается не дословно, в скобках указывается только его номер,
например, [5]. При упоминании в тексте авторов, ученых, исследователей и т.п. сначала пишутся их
инициалы, затем фамилия.
Глава II. Отчеты по этапам проекта.
В содержание отчета входят:
 результаты исследований и анализа;
 эскизы, чертежи, наброски, расчеты и др.;
 краткое описание продукта;
 оценка продукта и процесса (самооценка и внешняя экспертиза)
 материалы к презентации.
Источники информации.
Требования к оформлению работы
Текст проекта печатается на одной стороне листа формата А4. Текст набирается шрифтом
Times New Roman, кегль 14, интервал - полуторный, (для таблиц кегль 12 и интервал одинарный), текст
выравнивается по ширине; размер полей: верхнего и нижнего - 20 мм, левого – 20 мм, правого – 10 мм.
Обязательны абзацные отступы, их величина – на усмотрение автора. Текст должен быть хорошо
читаемым.
Таблицы в тексте должны быть пронумерованы и озаглавлены. В таблице допускается уменьшение
размера шрифта на 1-2 кегля и использование одинарного интервала.

10

Приложение 3

(Итоговый индивидуальный) проект на тему:
“__

_”

Выполнил:
ученик/ученица, класс, ФИО

Руководитель:

Темрюк
_____________г.

11

Приложение 4
Оформление списка литературы
Книга одного автора
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст]/Р.В.Овчарова. - М.: Сфера,2001.
- 480 с.
Книга двух авторов
Москвина Р.Р. Человек как объект философии и литературы Текст]/Р.Р.Москвина,
Г.В.Мокроносов.– Иркутск : Изд-во ИГУ, 1987.– 199 с.
Книга трех авторов
Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов/И. Е. Ворожейкин, А. Я.
Кибанов, Д.К.Захаров.- М.: ИФРА, 2002. -240 c.: табл.
Книга четырех и более авторов
Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст]/О.Р.Старовойтова [и др.]; под общ. ред.
Г.И.Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001.– 352 с.
Радио - радиолюбителям [Текст]: практическое пособие/В.Г.Борисов, А.В.Гроховский, Б.Г.
Степанов, В. В.Фролов. - М.: Радио, 1988. - 432 с.
Книга под редакцией
Педагогика [Текст]: педагогические теории, системы, технологии/под ред. С.А.Смирнова. – 4-е
изд. испр. - М.: Академия, 2000.-510 с.
Материалы конференции, совещания, семинара
Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании
учащихся: опыт регионов России» [Текст]: Сб. материалов.- М., 1999. - 96 с.
Многотомное издание
Грейвз Р. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т./Р. Грейвз. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 5
т . Отдельный том многотомного издания
Грейвз Р.Я, Клавдий [Текст]/Р.Грейвз.–М.:ТЕРРА-Книжный клуб, - 1998.–394с.– (Собрание
сочинений: в 5 т. / Р. Грейвз ; т. 1)
Статья из периодического издания (журнала, газеты)
Березина В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] /
В.А.Березина, А.В.Баранников// Воспитание школьников.-2002.-№7.-C.2-5.
Статьи из газеты
Михайлов С.А. Езда по-европейски [Текст]: система платных дорог в России находится в начал.
стадии развития /Сергей Михайлов//Независимая газ.– 2002.– 17июня.
Статья из сборника
Биченок Л.П, Военно-гуманитарные тексты, их структурно-содержательные компоненты [Текст]
/Л.П.Биченок// Русистика на современном этапе.– М.,1999.– С.174-179.
Отдельное произведение из собрания сочинений
Локк Д. О злоупотреблении словами [Текст] //Соч.:В3 т.–М.,1985. –Т.1.–С. 548–567.
Статья из энциклопедии
Гвоздецкий Н.А. Эльбрус [Текст]/Н.А.Гвоздецкий//БСЭ.–3-еизд.–М.,1978.–Т.30.–С.151.
Электронные ресурсы
Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн./Моск. физ.-техн. ин-т.
– Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ,1998.-. режим доступа к журн.: http://zhurnul.milt.rissi.ru
Куратов А.А. Кафедра истории Поморского государственного университета [Электронный ресурс]/
А. А. Куратов. - Режим доступа: http://hist.pomorsu.ru/history.html (07.12.2020). Никитин В.К.
История русской революции [Электронный ресурс]/В.К.Никитин//Мир русской истории: Российский
электронный журнал.–2015.–№1.–Режим доступа: http://www.history.ru /(07.12.2020)

12

Приложение 5
Критерии и показатели, используемые при оценивании проектной деятельности
ФИО:
Тема проекта:
Куратор:
№

Критериии показатели

1 Постановка цели, планирование путей е едостижения
Цель не сформулирована
Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует
Цель определена, дан краткий план ее достижения
Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения
2 Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта не раскрыта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках содержания ООП

3

4

5

666666

6

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки содержания ООП
Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
Использована неподходящая информация
Большая часть представленной информации не относится к теме работы
Работа содержит подходящую информацию из ограниченного числа однотипных
источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных
источников
Личная заинтересованность автора ,творческий подход к работе
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал
самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода
Работа
самостоятельная,
демонстрирующая
серьезную
заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный взгляд на
тему проекта, применены элементы творчества
Работа
отличается
авторским подходом, собственным оригинальным
отношением автора к идее проекта
Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть проекта отсутствует
В
письменной части проекта
отсутствуют установленные правилами
порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными
правилами, придать ей соответствующую структуру
Работа отличается четким, грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными правилами
Качество проведения презентации
Презентация не проведена
Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать
аудиторию
Автору удалось заинтересовать аудиторию, но он вышел за рамки регламента
Автору удалось вызвать интерес аудитории и выдержать регламент

Баллы

0
1
2
3
0
1
2
3

0
1
2
3

0
1
2

3

0
1
2
3

0
1
2
3
13

7 Качество проектного продукта
Проектный продукт отсутствует
Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство
использования, соответствие заявленным целям)
Продукт частично соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества
8 Грамотность и речевое оформление продукта
Низкое
качество речи, в том числе речевые ошибки, грамматические,
орфографические, пунктуационные ошибки затрудняют понимание текста (в сумме
более 5 ошибок на 100 слов)
Проектный продукт создан со значительным количеством
речевых,
грамматических, орфографических, пунктуационных
ошибок, которые не
затрудняют понимание текста
Проектный продукт создан с незначительным количеством речевых, грамматических,
орфографических, пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание
текста
Автор точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные
грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых
штампов; речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки
отсутствуют либо в работе допущены 1-2 недочета.
Итого(максимальныйбалл)

0
1
2
3
0

1

2

3

24

Максимальный балл по каждому критерию – 3 балла.
Отметка «5» -24-22 б. (100-91%);
Отметка «4»- 21-18 б. (90-75%);
Отметка «3» -17-12 б. (74-50%);
Отметка «2» -11-4 б. (49-20%);
Отметка «1» -3-0 б (19-0%).

14

Приложение 6
Рекомендации к оформлению презентации
Презентация содержит слайды с иллюстративным материалом к выступлению. В
презентацию следует включать тезисы, термины, даты, графики, изображения и другие материалы,
которые не описываются словами на защите работы, или информацию, которую сложно
воспринимать на слух.
 Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.
 Цветовая гамма должна состоять не более чем из трёх цветов.
 Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части.
 Чёрный цвет имеет негативный подтекст.
 На слайде должно быть не больше семи значимых объектов.
 Дизайн должен быть простым, текст – коротким.
 Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок),18-36 пунктов (обычныйтекст).
 Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но
нерезать глаза.
 При этом белый текст на черном фоне читается плохо.
 А лучше всего читается белый текст на синем фоне.
 Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial,Tahoma,Verdanaит.д.),
для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читается.
 Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать
только для смыслового выделения фрагмента текста.
Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать
её в более наглядном виде.
 Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не
являются частью стилевого оформления.
 Цвет
графическихизображенийнедолженрезкоконтрастироватьсобщимстилевымоформлениемслайда.
 Иллюстрациирекомендуетсясопровождатьпояснительнымтекстом.
 Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне
долженбытьхорошо читаем.
 Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для
демонстрации динамики развития какого-либо процесса. Не следует чрезмерно насыщать
презентацию такими эффектами.
 Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна
соответствоватьлогикеееизложения.
 После создания презентации необходимо отрепетировать её показ и своё выступление,
проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или на проекционном
экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном
освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным
условиям выступления.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».