Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования Темрюкский район Принято решением педагогического совета протокол от 31.08.2023 № 1 Трошина Елена Борисовна Утверждено приказом директора МБОУ СОШ №1 от 31.08.2023 № 633 Подписан: Трошина Елена Борисовна DN: C=RU, S=Краснодарский край, L=Темрюк, T=Директор, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН, СНИЛС=06588796036, ИНН=235204614228, E=cumtbo_temruk@mail.ru, G=Елена Борисовна, SN=Трошина, CN=Трошина Елена Борисовна Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: место подписания Дата: 2023.09.16 21:05:36+03'00' Foxit Reader Версия: 10.1.1 Положение о проектной и исследовательской деятельности обучающихся по ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО 1. Общие положения Настоящее положение разработано в целях реализации Основной Образовательной программы МБОУ СОШ №1 на основе ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС СОО. Индивидуальная проектная и учебно-исследовательская деятельность учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Индивидуальная проектная деятельность может быть реализована как в рамках внеурочной деятельности (нелинейным курсом), так и включена в учебный процесс. Включение школьников в проектную и учебно-исследовательскую деятельность – один из путей повышения мотивации, формирования универсальных учебных действий и эффективности учебной деятельности в рамках ФГОС НОО,ФГОС ООО и ФГОС СОО. Курс является обязательным элементом учебной деятельности для обучающихся выпускных классов ФГОС СОО (10-11 классы), который завершается защитой индивидуального итогового проекта. В организации обеспечения индивидуальной проектной и учебно-исследовательской деятельности участвуют все педагогические структуры школы. В соответствии со стандартом (ФГОС СОО п.11.) индивидуальный проект выполняется обучающимися в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом школы. Особое значение для развития УУД имеет индивидуальный проект, представляющий собой «самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении длительного периода». В ходе такой работы обучающийся – автор проекта – получает возможность научиться работать по плану, что является важнейшим не только учебным, но и социальным навыком, которым и должен овладеть каждый школьник. Каждый индивидуальный проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. 2. Понятия Индивидуальный проект - это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение цели – решение конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование. Учебно-исследовательская и проектная деятельность может проводиться по следующим направлениям: исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое. 3. Цель индивидуальной проектной и учебно-исследовательской деятельности Цель определяется как личностными, так и социальными мотивами: Самостоятельное приобретение недостающих знаний из различных источников. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Приобретение коммуникативных умений, работа в группах. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения). Развитие системного мышления. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую и созидательную деятельность. 2 Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности. Обеспечение индивидуализации дифференциации обучения. 3.9 Поддержка мотивации в обучении. 3.10. Реализация потенциала личности. 4. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки, техники, искусства, природы, общества). Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений и навыков проведения экспериментов. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета и доклада о результатах научно-исследовательской работы. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства. 5. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности Направленность не только на повышение компетентности учащихся в предметной области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Сочетание различных видов познавательной деятельности (в них могут быть востребованы практически любые способности учащихся, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности). 6. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые цели и задачи. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации. 7. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами и необходимого для конкретного использования Учебно-исследовательская деятельность В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат – тоже результат 3 Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений 8. Требования к построению проектно-исследовательского процесса Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащихся. Тема исследования должна быть актуальна, интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке. Для выполнения проекта должны быть созданы все условия –информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство). Использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчетов и во время консультаций с руководителями проекта. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения. 9. Формы организации проектной деятельности Виды проектов: информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории - исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования, имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием; - творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии); - социальный, прикладной (практико-ориентированный); - игровой (ролевой); - инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения). По содержанию проект может быть: монопредметный или межпредметный, относящийся к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности. 9.3 По количеству участников: индивидуальный –самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы обучающийся автор проекта – самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник; 4 парный, мало групповой (до 5 человек); групповой (до 15 человек); коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной, всероссийский, международный, сетевой(в рамках сложившейся партнерской сети, в том числе в Интернете). 9.4. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта. 10. Формы организации учебно-исследовательской деятельности На урочных занятиях: урок-исследование, урок-лаборатория, урок–творческий отчет, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок–защита исследовательских проектов, урокэкспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное во времени. На внеурочных занятиях: исследовательская практика учащихся; образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля; образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся; научное общество учащихся –форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с НОУ других школ; участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий. 11. Планируемые результаты усвоения обучающимися универсальных учебных действий в процессе работы над проектом Учащиеся должны научиться: 1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность. 2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел–сущность будущейдеятельности. 3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий. 4. Собственно, проводить исследование с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ. 5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта. 6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования. 7. Самооценивать ход и результат работы. 8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу длядостижения этих целей. 9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели. 5 10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе. 11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания. 12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективныхсовместных решений. 12. Организация проектной и учебно-исследовательской работы В учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники с 1-го по11-й классы, в проектной – старшие классы. Учащиеся начальной школы выполняют проекты в соответствии с нормативами основной образовательной программы начального общего образования. Для осуществления проектной деятельности привлекаются учителя начальной школы/классные руководители. Созданные внутри классные групповые проекты защищаются учащимися на школьной конференции (декабрь), а индивидуальные на конференции в апреле. Учащиеся основной и старшей школы сами выбирают как тему, так и руководителя индивидуального проекта. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся являются все учителя школы, педагоги-организаторы и педагог-психолог. Учащиеся 5-7-х классов выполняют групповые проекты с классным руководителем и представляют их на школьной конференции (декабрь). Индивидуальные проекты создаются при кураторстве учителей предметников и защищаются на школьной конференции (апрель). Учащиеся 8-х классов выполняют индивидуальные проекты с учителями предметниками и представляют их на школьной конференции в апреле. Лучшие проекты будут засчитаны как защищенные индивидуальные итоговые проекты за 9 класс. Учащиеся 9-х классов выполняют индивидуальные итоговые проекты с учителями предметниками и представляют их на школьной конференции в декабре. Индивидуальные итоговые проекты 10-11-х классов защищаются на второй год работы над проектом на школьной декабрьской конференции. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной и учебно-исследовательской деятельности школы – руководителем научного общества или заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Направление и содержание проектной и учебно-исследовательской деятельности определяется учащимися совместно с руководителями проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики исследования, оформления и представления результатов исследования. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: - для исследовательских и информационных работ: доклад, реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты; - для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели 13. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности На ежегодной школьной научной конференции производится презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся школы. Учащиеся защищают свою работу согласно утвержденному расписанию комиссии, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели вузов, родители, 6 представители ученического самоуправления и иные квалифицированные работники. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ. Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии входит научный руководитель проекта, который защищается. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощреныдипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного, областного, федерального, международного уровней. Учащимся после презентации проектной работы на школьной конференции вручается специальный сертификат, свидетельствующий о защите проекта. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году, как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы. Проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты принадлежат образовательному учреждению. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся проектноисследовательской деятельностью. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности. 14. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности I этап – изучение представленных работ членами жюри. II этап – заслушивание докладов участников на заседании тематических секций, ведение дискуссии. III этап – подведение итогов. Регламент выступления участников –7-10 минут, дискуссия – 5 минут. В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций. Критерии оценки. 1. Актуальность темы имеет большой практический и теоретический интерес носит вспомогательный характер степень актуальности определить сложно неактуальна. 2. Новизна решаемой проблемы поставлена новая задача решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами задача имеет элементы новизны задача известна давно. 3. Оригинальность методов решения задачи, исследования решена новыми, оригинальными методами имеет новый подход к решению, использованы новые идеи используются традиционные методы решения. 4. Научное и практическое значение результатов работы результаты заслуживают опубликования и практического использования можно использовать в научной работе школьников можно использовать в учебном процессе не заслуживает внимания. 7 5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области использование известных результатов и научных фактов в работе знакомство с современным состоянием проблемы полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учёных, занимающихся данной проблемой. ясное понимание цели работы логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов общее впечатление. 6. Участие в дискуссии соответствие содержания вопросов теме исследования четкость формулировки вопросов эрудиция оппонента. 7. Культура оформления работы соответствие стандартным требованиям качество приложений наличие тезиса выступления наличие рецензии на работу учащегося. 8 Приложение 1 ПРОТОКОЛ « » 20 защиты индивидуального итогового проекта обучающимися 9-11-х классов Председатель комиссии (ф.и.о.) Члены комиссии: (ф.и.о.) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ (ф.и.о.) _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ __ (ф.и.о.) ______ _ _ _ _____ Защита началась в Закончилась в № пп _ час. час. Ф.И.О. обучающегося мин. мин. Класс Тема проекта Итоговая отметка (зч/нзч) Рекомендуемая отметка в журнал 1 2 3 Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся: Председатель комиссии: / (подпись) Члены комиссии: (расшифровка) / (подпись) (расшифровка) / _____ _ (подпись) _ _ _ _ (подпись) (расшифровка) _ __/__ _ _ _ __ (расшифровка) 9 Приложение 2 Рекомендации по оформлению и написанию проектной работы Структура проектной работы 1. Титульный лист (оформляется по стандартному образцу,см.приложение) 2. Содержание (оформляется в соответствии со структурой проектной работы) 3. Краткое описание продукта. 4. Источники информации. 5. Приложение Требования к отдельным частям работы 1. Титульный лист оформляется по стандартному образцу. 2. Содержание. Введение. Во введение описывается актуальность выбранной темы, проблема, приведшая к выбору темы. Цель проекта Задачи проекта (2-4 задачи) Глава I. Отражает собранную информацию по теме проекта. Обязательны ссылки на авторов. Если приводятся какие-либо точные данные (цифры, цитата), после них в квадратных скобках указывается номер источника в библиографическом списке и цитированная страница, например, [3,с. 265], если информация из источника передается не дословно, в скобках указывается только его номер, например, [5]. При упоминании в тексте авторов, ученых, исследователей и т.п. сначала пишутся их инициалы, затем фамилия. Глава II. Отчеты по этапам проекта. В содержание отчета входят: результаты исследований и анализа; эскизы, чертежи, наброски, расчеты и др.; краткое описание продукта; оценка продукта и процесса (самооценка и внешняя экспертиза) материалы к презентации. Источники информации. Требования к оформлению работы Текст проекта печатается на одной стороне листа формата А4. Текст набирается шрифтом Times New Roman, кегль 14, интервал - полуторный, (для таблиц кегль 12 и интервал одинарный), текст выравнивается по ширине; размер полей: верхнего и нижнего - 20 мм, левого – 20 мм, правого – 10 мм. Обязательны абзацные отступы, их величина – на усмотрение автора. Текст должен быть хорошо читаемым. Таблицы в тексте должны быть пронумерованы и озаглавлены. В таблице допускается уменьшение размера шрифта на 1-2 кегля и использование одинарного интервала. 10 Приложение 3 (Итоговый индивидуальный) проект на тему: “__ _” Выполнил: ученик/ученица, класс, ФИО Руководитель: Темрюк _____________г. 11 Приложение 4 Оформление списка литературы Книга одного автора Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст]/Р.В.Овчарова. - М.: Сфера,2001. - 480 с. Книга двух авторов Москвина Р.Р. Человек как объект философии и литературы Текст]/Р.Р.Москвина, Г.В.Мокроносов.– Иркутск : Изд-во ИГУ, 1987.– 199 с. Книга трех авторов Ворожейкин И. Е. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов/И. Е. Ворожейкин, А. Я. Кибанов, Д.К.Захаров.- М.: ИФРА, 2002. -240 c.: табл. Книга четырех и более авторов Краткий справочник школьного библиотекаря [Текст]/О.Р.Старовойтова [и др.]; под общ. ред. Г.И.Поздняковой. – СПб.: Профессия, 2001.– 352 с. Радио - радиолюбителям [Текст]: практическое пособие/В.Г.Борисов, А.В.Гроховский, Б.Г. Степанов, В. В.Фролов. - М.: Радио, 1988. - 432 с. Книга под редакцией Педагогика [Текст]: педагогические теории, системы, технологии/под ред. С.А.Смирнова. – 4-е изд. испр. - М.: Академия, 2000.-510 с. Материалы конференции, совещания, семинара Всероссийская научно-практическая конференция «Культура мира и ненасилия в воспитании учащихся: опыт регионов России» [Текст]: Сб. материалов.- М., 1999. - 96 с. Многотомное издание Грейвз Р. Собрание сочинений [Текст]: в 5 т./Р. Грейвз. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 5 т . Отдельный том многотомного издания Грейвз Р.Я, Клавдий [Текст]/Р.Грейвз.–М.:ТЕРРА-Книжный клуб, - 1998.–394с.– (Собрание сочинений: в 5 т. / Р. Грейвз ; т. 1) Статья из периодического издания (журнала, газеты) Березина В. А. О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса [Текст] / В.А.Березина, А.В.Баранников// Воспитание школьников.-2002.-№7.-C.2-5. Статьи из газеты Михайлов С.А. Езда по-европейски [Текст]: система платных дорог в России находится в начал. стадии развития /Сергей Михайлов//Независимая газ.– 2002.– 17июня. Статья из сборника Биченок Л.П, Военно-гуманитарные тексты, их структурно-содержательные компоненты [Текст] /Л.П.Биченок// Русистика на современном этапе.– М.,1999.– С.174-179. Отдельное произведение из собрания сочинений Локк Д. О злоупотреблении словами [Текст] //Соч.:В3 т.–М.,1985. –Т.1.–С. 548–567. Статья из энциклопедии Гвоздецкий Н.А. Эльбрус [Текст]/Н.А.Гвоздецкий//БСЭ.–3-еизд.–М.,1978.–Т.30.–С.151. Электронные ресурсы Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн./Моск. физ.-техн. ин-т. – Электрон. журн. – Долгопрудный: МФТИ,1998.-. режим доступа к журн.: http://zhurnul.milt.rissi.ru Куратов А.А. Кафедра истории Поморского государственного университета [Электронный ресурс]/ А. А. Куратов. - Режим доступа: http://hist.pomorsu.ru/history.html (07.12.2020). Никитин В.К. История русской революции [Электронный ресурс]/В.К.Никитин//Мир русской истории: Российский электронный журнал.–2015.–№1.–Режим доступа: http://www.history.ru /(07.12.2020) 12 Приложение 5 Критерии и показатели, используемые при оценивании проектной деятельности ФИО: Тема проекта: Куратор: № Критериии показатели 1 Постановка цели, планирование путей е едостижения Цель не сформулирована Цель сформулирована, но план ее достижения отсутствует Цель определена, дан краткий план ее достижения Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения 2 Глубина раскрытия темы проекта Тема проекта не раскрыта Тема проекта раскрыта фрагментарно Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках содержания ООП 3 4 5 666666 6 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки содержания ООП Разнообразие источников информации, целесообразность их использования Использована неподходящая информация Большая часть представленной информации не относится к теме работы Работа содержит подходящую информацию из ограниченного числа однотипных источников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников Личная заинтересованность автора ,творческий подход к работе Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней автора Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора; предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Работа отличается авторским подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта Соответствие требованиям оформления письменной части Письменная часть проекта отсутствует В письменной части проекта отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены ошибки в оформлении Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру Работа отличается четким, грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами Качество проведения презентации Презентация не проведена Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать аудиторию Автору удалось заинтересовать аудиторию, но он вышел за рамки регламента Автору удалось вызвать интерес аудитории и выдержать регламент Баллы 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 13 7 Качество проектного продукта Проектный продукт отсутствует Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) Продукт частично соответствует требованиям качества Продукт полностью соответствует требованиям качества 8 Грамотность и речевое оформление продукта Низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки затрудняют понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов) Проектный продукт создан со значительным количеством речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание текста Проектный продукт создан с незначительным количеством речевых, грамматических, орфографических, пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимание текста Автор точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов; речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки отсутствуют либо в работе допущены 1-2 недочета. Итого(максимальныйбалл) 0 1 2 3 0 1 2 3 24 Максимальный балл по каждому критерию – 3 балла. Отметка «5» -24-22 б. (100-91%); Отметка «4»- 21-18 б. (90-75%); Отметка «3» -17-12 б. (74-50%); Отметка «2» -11-4 б. (49-20%); Отметка «1» -3-0 б (19-0%). 14 Приложение 6 Рекомендации к оформлению презентации Презентация содержит слайды с иллюстративным материалом к выступлению. В презентацию следует включать тезисы, термины, даты, графики, изображения и другие материалы, которые не описываются словами на защите работы, или информацию, которую сложно воспринимать на слух. Все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле. Цветовая гамма должна состоять не более чем из трёх цветов. Оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части. Чёрный цвет имеет негативный подтекст. На слайде должно быть не больше семи значимых объектов. Дизайн должен быть простым, текст – коротким. Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок),18-36 пунктов (обычныйтекст). Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но нерезать глаза. При этом белый текст на черном фоне читается плохо. А лучше всего читается белый текст на синем фоне. Тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial,Tahoma,Verdanaит.д.), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читается. Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста. Рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать её в более наглядном виде. Желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления. Цвет графическихизображенийнедолженрезкоконтрастироватьсобщимстилевымоформлениемслайда. Иллюстрациирекомендуетсясопровождатьпояснительнымтекстом. Если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне долженбытьхорошо читаем. Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. Не следует чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами. Логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствоватьлогикеееизложения. После создания презентации необходимо отрепетировать её показ и своё выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или на проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления. 15